Владимир Ященко пришёл в лёгкую атлетику довольно поздно, но всего за несколько лет превратился в одного из самых перспективных прыгунов планеты. Уже в 18 лет советскому спортсмену покорился мировой рекорд, а впереди его ждала домашняя Олимпиада, к которой он подходил в статусе однозначного фаворита.
Но стать чемпионом Игр одарённому атлету оказалось не суждено. Карьеру Ященко очень рано погубила одна врачебная ошибка.
Найти себя после ухода из спорта Владимир так и не сумел.
«Талантище милостью Божьей»
Владимир начал заниматься лёгкой атлетикой в 12 лет. Поначалу Ященко не подавал больших надежд, хотя в плане физических данных уже выделялся на фоне сверстников. По-настоящему раскрыть талант юного спортсмена сумел тренер Василий Телегин, под эгиду которого парень попал спустя два года тренировок.
Уже в 16 лет Ященко показывал исключительные результаты, достигнув в прыжках в высоту планки в 2,03 метра. Телегин помог спортсмену поправить технику, и тот стал стремительно прогрессировать. Вскоре тренер начал возить Владимира по внутренним соревнованиям: прыгун выигрывал везде и быстро привлек к себе внимание не только юношеской сборной СССР, но и… специалистов космической медицины. Врачи постановили: молодой человек рождён для рекордов.
Владимир Ященко / Фото: © РИА Новости / Юрий Сомов
В 17 лет Ященко добился первого выдающегося успеха, установив новый мировой рекорд среди юниоров: 2,22 метра. Таким образом уроженец Запорожья превзошёл достижение другого знаменитого советского прыгуна — Валерия Брумеля, установившего его в 19 лет. Тем удивительнее, что, в отличие от большинства своих современников, Владимир продолжал выполнять прыжки перекидным способом, а не по новой технике фосбери-флоп. Разработанная в США методика давала спортсменам реальное преимущество, но даже этой форы не хватало для того, чтобы конкурировать с Ященко.
— Это был талантище милостью Божьей. Гений, чистый гений. Технически Володя всегда хромал. Но природа так его одарила, что даже при видимых погрешностях он вытворял невероятные вещи. По сути, взлетал где-то на 2,50 метра, но из-за технических ошибок брал меньше, чем на самом деле мог. А сколько он мог — одному Богу известно, — рассказывал о Ященко тренер сборной СССР Владимир Дьячков.
Мировой рекордсмен
В 1977 году Ященко вышел во взрослую категорию и заодно дебютировал на международном уровне. На матчевой встрече сборных СССР и США в Ричмонде, штат Вирджиния, 18-летний прыгун сотворил очередную сенсацию. Под восхищённые взоры американских болельщиков, советский спортсмен один за другим побил три рекорда. Сначала — юниорский по миру, затем — европейский среди взрослых, а после и мировой среди взрослых: 2,33 метра.
Уже тогда уникального атлета начали готовить к Олимпиаде-1980, на которой он непременно должен был принести стране золото. Требования к Владимиру повысились: от него стали требовать неукоснительного соблюдения режима, а его рабочий график заметно уплотнился. Сам Ященко при этом большим поклонником дисциплины не был: мог и диету нарушить, и даже выпить. Не считал спортсмен необходимым и участвовать во всех крупных стартах, стараясь беречь здоровье: его давно уже мучила травма колена.
Владимир Ященко / Фото: © РИА Новости / Моргулис
Однако в высшем руководстве ко мнению Ященко и его тренера прислушиваться не стали. Сначала по прихоти властей его, сорвав тренировочный график, отправили на чемпионат Европы-1978 в помещении. В Милане Владимир взял своё первое золото, установив новый мировой рекорд: 2,35 метра. Уже тогда, по воспоминаниям коллеги по сборной, организм подавал прыгуну тревожные сигналы, но «эйфория от победы всё временно заслонила».
В том же году Ященко выиграл чемпионат Европы уже на открытой арене, а через год снова взял золото чемпионата Европы в помещении. Телегин был убеждён, что Владимиру в тот момент нужно было взять паузу, потратив оставшееся время на подготовку к главному старту карьеры — Олимпиаде. Но политики преследовали свои интересы и о здоровье спортсмена не думали: прыгуна заставили ехать на Кубок мира-1979, где должны были присутствовать некие высокопоставленные лица. Эта поездка стала для атлета роковой.
«Я нашла его забившегося в угол»
На квалификационном турнире в Литве случилось непредвиденное. Ященко, вырванный из стандартного тренировочного графика и плохо готовый к выступлению, должен был взять несложную для своего уровня планку — 2,24 метра. Перед прыжком Владимир легко размялся, совершил разбег, оттолкнулся — и тут же рухнул на песок.
— Моментально с громкими возгласами он убежал из зала. Я побежала за ним. Ещё никто в тот момент ничего не понял. Я искала его в тёмном коридоре манежа. Пробежав мимо дверей кабинетов, я нашла его забившегося в угол, он закрыл лицо руками и что-то говорил, я услышала только: «Колено, колено…», — рассказывала об инциденте Тамара Быкова, другая легенда сборной.
Диагноз спортсмен получил жуткий: разрыв крестообразных связок. Никакая Олимпиада через год прыгуну уже явно не светила. Ященко в срочном порядке отправили в Москву на операцию, где его здоровьем должна была заниматься лично Зоя Миронова — основательница советской спортивной травматологии. Однако хирургическое вмешательство оказалось неудачным. Вскоре врачи попытались исправить ошибку — но в итоге навредили ещё сильнее.
Впоследствии Ященко пришлось лечиться в Австрии: там его колено наконец привели в порядок, но время уже было упущено. После длительного восстановления Владимир вернулся в спорт в 1981 году, но выйти на прежний уровень уже не мог. Спустя три года прыгун вынужден был завершить карьеру в возрасте 25 лет.
Найти себя после ухода из спорта Ященко так и не сумел. Атлет отдалился от друзей и пристрастился к спиртному. Владимиру предлагали солидную работу, отправляли на лечение — но рекордсмену уже ничего не помогало. В 40 лет жизнь прославленного прыгуна трагически оборвалась: попав в посталкогольную кому, он погиб в реанимации родного Запорожья, не приходя в сознание.
- «Умер, как только закрыл глаза». Как звезду хоккея погубили таблетки и алкоголь